С русского на русский приходится переводить москвичу, приехавшему в северную столицу. Трудности перевода начинаются прямо на перроне вокзала. Громкоговоритель вещает: «Прибыл поезд такой-то, нумерация вагонов начинается от Москвы». Пассажиры теряются и лихорадочно вспоминают номер своего вагона. В голове пульсируют мысли:
— Что это? Неужели мы все еще в Москве? А зачем тогда всю ночь колеса по рельсам стучали? Или по России такие длинные поезда ходят, что паровоз уже в Питере, а последний вагон еще в Москве? Неужели чемоданы придется шестьсот километров по шпалам переть? Зачем же деньги за билет плочены?
Не дай Бог, какой-нибудь несчастный командировочный принял в купе лишку горячительного, и услышит эту фразу с бодуна и головной боли. Тогда точно, здравствуй «белка»! Не успеют непроспавшиеся пассажиры сообразить, что к чему, как тот же металлический голос уже вещает, что прибыл другой поезд, где нумерация вагонов снова идет аж от Москвы. Пассажиры качают головой: «Ну, северная столица, не мелочится! Какие поезда прибывают в Питер! От вокзала до Москвы!» И смотрят, как другие бедняги с чемоданами под мелким балтийским дождиком уныло бредут в сторону Москвы к нужному вагону. Далеконько им еще, родимым.
Вообще-то РЖД организация суровая и не миндальничает с теми, кто угодил в ее лапы. В Москве, на вокзалах, железнодорожные зоологи вообще посылают пассажиров искать у поезда хвост или голову. Кому как повезет, откуда ведется нумерация вагонов в составе. Хорошо еще, что тех, кто идет к хвосту, не просят заодно определить половую принадлежность поезда.
Но вернемся в Питер, на Московский вокзал. Победив РЖД в географической викторине, пассажир наконец-то попадает в здание вокзала. Этот белый мраморный ангар – двойник Ленинградского вокзала в Москве. Отличите только в том, что на стене Московского вокзала имеется огромное панно со схемой движения поездов с вокзала по всему миру. Питерцы не мелочились. Карта выложена металлом по мрамору в лучших дворцовых традициях. В это настенное украшение стоит вглядеться повнимательнее. С белого мрамора на вас повеет духом последних российских императоров. Питер там представлен огромным разноцветным кружком, дороги из которого тянутся от Берлина до Алма-Аты. Маленькая Москва скромно притулилась внизу и добраться из нее можно разве только до Твери или Уфы.
Махнув рукой на настенную историю с географией, пассажир спешит дальше, в метро. Но, стоп, будьте внимательнее! Даже этот универсальный вид транспорта в Питере имеет свои особенности. В дверях бросается в глаза надпись «Прохода нет», вместо привычного «Входа нет». На станциях в центре города очень маленькие холлы и площадки перед эскалаторами. Народ страшно толпится в часы пик. Хотя, еще в царское время питерские архитекторы перед всеми мостами закладывали предмостные площади, чтобы телеги не скапливались пред въездами на мост. Забыли историю? Эта наука как раз и была придумана для того, чтобы потом не ходить по граблям.
В Питерском метро еще пользуются жетонами. Турникет сам не открывается, его надо толкать. Есть подозрение, что так, при помощи постоянных толчков, еще и электроэнергия для поездов дополнительная вырабатывается. Опять же тренировка для пассажиров. Надо сказать, что питерские власти постоянно заботятся о здоровье, моральном облике и благосостоянии горожан. В звуковых объявлениях просят уступать место не беременным женщинам, а женщинам в положении. Стесняются называть вещи своими именами? Затем заботливо предупреждают, что покупка товаров с рук может отразиться на благосостоянии пассажира. В Москве коротко сообщают, что такой товар может быть некачественным, и замолкают. Дальше уж решайте сами, отразиться это на вашем кошельке или нет.
Вся реклама в метро проверяется. На рекламных листках есть небольшой стикер с цифрами, сообщающий, что реклама проверена. Интересно как? Забирают себе рекламируемые товары задарма и пользуются? Тогда хочу проверять рекламу пива и турпоездок за границу! А в московские сквалыги пишут, что за рекламу несет ответственность рекламодатель.
Когда спуститесь с эскалатора и вдруг обнаружите у себя под ногами ярко желтую линию, не волнуйтесь. Это не милицейское ограждение, а опять же питерская забота о гражданах. В метро на первых и последних ступеньках нарисованы ограничительные желтые линии для особо рассеянных с улицы Бассеянной.
Поднявшись из метро, будьте внимательнее. В толпе, между прохожими, лихо лавируют роллеры и велосипедисты. В Москве такая повальная мода уже отошла, и спортсмены обычно тусуются на отдельных площадках, не мешая обычным пешеходам. А перед разведением мостов машины плюют на все сигналы светофора и низко летят над мостовыми.
Питерцы часто подают нищим. Иногда видят попрошайку, на ходу проскакивают мимо, затем возвращаются и подают. Может быть, из-за этого бомжи размазаны тонким слоем по всему центру города, а не кучкуются на вокзалах, как в Москве. Один раз довелось наблюдать, как двое приличных молодых парней помогали колоритной вонючей личности спускаться по ступенькам перехода в метро и параллельно объясняли кому-то по телефону, что у них форс-мажор, и они задерживаются.
С едой тоже проблемы. Вместо курицы в магазине предлагают куру. Эта же кура-птица живет в салатах, пирогах и супах в кафе и ресторанах, вне зависимости от статуса заведения. На вывесках в булочные сообщается, что здесь продаются хлеб и булка. Похоже, булка это не хлеб. Причем везде пишут «булка» в единственном числе. Так и представляется одинокая белая булка, лежащая на витринах магазина в окружении черного хлеба. Интересно было бы посмотреть, как продавцы и покупатели решают, кому же, в конце концов, достанется эта бедная булка.
Ну, про поребрики-бордюры, парадное-подъезды и трубки-мобильники подробно даже и рассказывать не хочется. Тогда точно придется целый словарь с русского на русский составлять. Питерским курам на смех.